Как дизайнер и заказчик выбирают друг друга

Тема заезженная, да, только ленивый не написал что-то об этом. Ну и я не из ленивых.

Но большинство пишет советы потенциальным заказчикам, как выбрать своего дизайнера. И почему-то ни разу не попадалась статья о том, как дизайнеру выбрать своего заказчика.

 

Моя статистика: практически все мои клиенты – люди моего поколения, им от 35 до 45 лет. К этому возрасту у людей появляется уже не первая квартира, как правило, и у них есть напряженная работа, которая не дает тратить много времени на ремонт.  То есть, когда было время, желание и дефицит бюджета, чтобы самостоятельно заниматься ремонтом, они уже прошли все этапы от ликования от обладания своими метрами и шапкозакидательских планов закрыть на них все свои гештальты из детства. И скорее всего получилось не очень, но «зато сами».

 

И приходят они с новой квартирой или домом, уже понимая, что ошибки, совершенные лет 10 назад, они повторять не хотят. И с пониманием, что даже зная, где накосячили в прошлый раз, уверены, что накосячат снова, ибо технологии, разнообразие  материалов, стили и модные тенденции снова ушли от них вперед, и догнать сами они не смогут. Потому что работают и много. Совершенно в других областях.

 

И тогда осознанно приглашают дизайнера. В перечне внутренних запросов к результату работы дизайнера крупно выделяются 2 основных:

- повышение собственной статусности. То есть, в новом жилье  люди хотят ощущений, что они или перешли на новый уровень, или качественно улучшили свой старый. То есть жилье должно быть в духе современных веяний моды на стиль и вмещать в себя большинство технологических новинок в рамках оговоренного бюджета. Нужна эффектность при минимизации затрат. Нужно, чтобы друзья после похода в гости в разговорах обсуждали этот новый дом с нотками легкой зависти.

- минимальное количество головной боли в процессе согласования, ремонта и закупок.   Заказчик хочет быть уверен в компетенции и экспертности дизайнера. Тут, конечно, или ваш грамотный пиар дает базу для этой уверенности, или реальные знания и опыт. В первом случае – главное, не проколоться на мелочах. Но знаю многих, кто на своем пышном образе прекрасно выезжает. Во втором случае, знания и опыт важно уверенно до заказчика донести.  

 

Мой опыт показывает, что люди очень хотят довериться профессионалу. Просто боятся по разным причинам. Боятся наткнуться на профана и мошенника от дизайна. И иногда это боязнь, даже после того, как подписан договор, очень мешает взаимоотношениям дизайнера и заказчика.

И тут мы подходим к психологической и культурологической совместимости.  Почему вначале я написала возраст моих клиентов? Потому что у нас с ними общий культурный бэкграунд. Я с другими не могу, честно. Мне непонятны более молодые, они воспитаны уже на других образах и в другой социальной установке. Мне сложно с более взрослыми, потому что в иной социальной установке корни пустила уже я.

 

Мы все из детства. Мой личный способ определить «свой-чужой» в новых знакомствах – спросить про Шрайбикуса и лимерик. Маркер очень точный, между прочим! Человек, который знает, что это такое, это человек около 40, учившийся в спецнемецкой или английских школах. И он обычно начинает улыбаться от осознания, что «мы одной крови». 

С заказчиками этот номер, конечно, тоже можно проделать, но более эффективно будет поговорить при первой встрече о его возможном опыте работы с другими дизайнерами и строителями, об особенностях его работы, о тех эмоциях, которые он хотел бы испытывать в новом доме. Еще очень много информации можно получить, задав вопрос о путешествиях: куда, с кем, как, куда бы вернулся. Вы для себя узнаете много о психологическом настрое заказчика, если будете слушать. Заказчик много узнает о вас, если вы будете искренни.  

 

Одна из первых моих заказчиц нашла меня на каком-то форуме, где обсуждались вопросы ремонта и дизайна. Мы договорились о встрече на квартире, она пришла с маленькой дочерью. Посмотрели, обсудили, но решение о работе окончательно не приняли. Прощаясь, я сказала, что мне нравится ее квартира, и она сама, я бы с удовольствием взяла ее в работу. Я была искренна. Через пару дней она позвонила сказать, что они с дочерью тоже выбрали меня. Особенно дочь. Потому что до этого она сторонилась всех, а мне рассказала, какую детскую она хочет. Вот уже 10 лет мы продолжаем общаться.

Был и обратный случай.  Клиенты пришли по очень хорошей рекомендации. Но с первой же минуты было понятно, что будет дискомфортно. Неприемлемый для меня стиль общения между мужем и женой, давление мужа на ребенка, слишком жесткое и не терпящее изменений техзадание. Только четкое следование букве договора и подписание всех промежуточных актов спасло меня от необоснованного разбирательства в суде.

 

Я для себя выбираю единый культурный код в качестве общего знаменателя в общении с заказчиком. Для кого-то этот знаменатель – узкая стилистика, в которой работает дизайнер. Кто-то работает только с деревянными домами, а кто-то делает только офисы или однушки. 

 

Мы, дизайнеры, каждому из проектов уделяем от полугода до двух нашей жизни. И мы кроме удовлетворения от результата хотим прожить это время в согласии с собой и вами, дорогие клиенты!